среда, 11 июля 2012 г.

Атлант-М. Afterwork.

Изображение

Когда же это началось? Наверное, в 2004 году, когда я пытался пролезть первую веревку маршрута «Белый треугольник» на Соколе, и забившись понял, что придется лезть по оттяжкам. Как же так, подумал я. Ведь по описанию здесь всего лишь 6b+, а люди уже лезут 9a (или около того). Лезть по оттяжкам было почему-то стыдно и обидно.

Написав письмо Максу Кострову (который составлял описание маршрута) я получил ответ что да, 6b+ и не более того, причем, только последние метры, на подходе к станции, а до этого – еще проще. Такое положение дел меня не устраивало, уж очень хотелось лезть по крутейшей стене и чтобы непременно свободным лазанием. Я начал пытаться систематизировать скалолазные тренировки. Зачитывал до дыр имеющуюся литературу по тренировкам и как-то пытался тренироваться. Через год мне дико повезло. Я встретил тренера (Александра Чепрастова), у которого на тот момент учеников не было, и он предложил мне тренироваться у него. Ну что же, отлично подумал я, имея целью – поднять уровень лазания для того, чтобы лазать по стенам. Однако поддавшись влиянию тренера, через какое-то время произошла переоценка приоритетов, и я понял, что короткие скалолазные маршруты – это вполне достойная цель (в частности – гораздо более спортивная). По прошествии лет я нашел свою прелесть и в боулдеринге на пару перехватов. Хотя некоторые ограничения (возраст, физиология и неудачная травма) не позволили мне достичь адекватных результатов на соревнованиях, на скалах к 2011 году я пролез что-то в районе 8b/8b+ (Чертополох, Параллельный мир), правда разрыв с он-сайтом оставался приличным – 7b/7b+. При этом я понимал, что вокруг меня куча гораздо более сильных спортсменов, и почему они не лезут 9а, для меня оставалось загадкой.

Сергей Корженевский. 2011 год. Кисловодск

Однако в коротких маршрутах мне чего-то не хватало. Хотелось какого-то большого, значительного мероприятия, приключения что ли. Еще будучи туристом-альпинистом, я внимательно отслеживал информацию в сети о новых маршрутах в Крыму. Прочитав описание «Дупы зализовой», и увидев по тем временам заоблачную категорию 7b+, я мог лишь подумать: «даа, такое мне не светит, это уровень ого-го». Однако шли годы, и восприятие категорий потихоньку менялось. В 2007 году, лазая на Кошке, в Симеизе, в день отдыха мы пошли посмотреть на Шаан-каю – по описаниям это была самая крутая стена Крыма. После очередного подъема, из леса открылась панорама стены. Она действительно похожа на окаменевшую кобру, поднявшуюся в боевую стойку. Побродив между камней, мы подошли под стену, задирая головы и поражаясь нависанию центральной части. Нашли и начало маршрута Атлант-М. Как-то странно, подумал я, почему это маршрут идет не по центру, где круче всего, а сбоку, по каким-то серым плитам? В общем, начало маршрута тогда не впечатлило.

Где-то в 2011 году мне пришла мысль попробовать пролезть Атлант-М, причем в связке. К этому времени, несмотря на то, что маршрут был создан в 2004 году, было всего 1 чистое прохождение, Евгением Кривошейцевым. В 2006 году, осенью Евгений пролез маршрут чисто, без срывов. Страховал его (как и многих других на этом маршруте) Сергей Ковалев, поднимаясь по перилам с рюкзаком. По словам Кривошейцева: «Пройти этот маршрут в паре "чисто" – это нечто!!!»

Когда в 2005 году я нашел тренера, мне повезло вдвойне, потому что в то же время я нашел и напарника – Юру Такжанова. Первое время у меня была эйфория, Юра воплощал кучу замечательных качеств, и мы отлично подходили друг к другу. Очень часто один из нас начинал фразу, а второй ее заканчивал. Море пройденных вместе маршрутов, полное доверие друг к другу по страховке, и здоровая конкуренция, чего еще можно желать? Были, конечно, и разногласия (в основном, я думаю на фоне психологической усталости от тренировок), однако лучшего напарника у меня не было. В 2007 мы пролезли с ним Междуромбие на Форосском Канте, и в том же году лазали в Йосемитах (спасибо Юрию Кошеленко). Т.е. некоторый опыт лазания по стенам у нас был.

Сергей Корженевский. 2007 год. Йосемиты

Итак, я потихоньку начал закидывать удочку насчет совместного прохождения Атланта. Юра не хотел и слышать об этом, и в принципе его можно было понять, физические данные позволяли ему всерьез задумываться о маршрутах 9-й категории, что уж тут Атлант. Потерпев неудачу на прямом пути, я вспомнил про пословицу «вода камень точит» и пошел на хитрость. Зимой 2012 я собрал из сети фотографии Шаан-каи и маршрута, и сделал плакат с указанием категорий трудности веревок. Распечатал его в фотолаборатории на листах 30х45 и повесил один экземпляр в клубе, один у себя дома. Чтобы привыкали. И это сработало! Постоянное визуальное напоминание потихоньку переходит в сознание, и в итоге появляется вопрос: КОГДА?
Когда – в июне, чтобы не попасть в летнее пекло. Что меня удивило, наш тренер (который нас уже давно не тренирует, а лишь изредка дает советы) воспринял идею очень серьезно, и перед отъездом провел нам небольшую лекцию по тактике обработки маршрута и особенностям использования снаряжения. В частности, он настаивал на том, чтобы в процессе обработки маршрута мы как можно меньше лезли с нижней страховкой, и широко пользовались удочкой (дал самодельный крючок из арматуры), сидушкой для страховки и тонкой веревкой для вытягивания рюкзака. Все его советы и снаряжение пригодились. Особенно меня удивило, что кулачок производства ВЦСПС работал на подъеме по перилам лучше, чем хваленый Гри-гри или Шант.

Итак, перед отъездом был куплен репшнур 4 мм производства Калининград, длиной 35 м. По описанию самые длинные веревки на маршруте – около 35 м. Следовательно, чтобы нормально дюльферять нужна семидесятка. В Ростове с такими веревками проблемы, было решено, что мы берем 40 м веревку и сдергиваем репшнуром. На всякий случай взяли имеющуюся шестидесятку. Забегая вперед, скажу, что первое же сдергивание показало нашу ошибку. Репшнур в 4 мм тянется как резинка и, хотя зажим его закусывает (!), все-таки это крайне неудобно и может вообще закончиться плачевно. Поэтому после первого опыта мы работали на 60 м веревке, а репшнур использовали для подъема груза. Кстати этот репшнур (малинового цвета) с легкой руки Юры получил название «бигуди», хотя возможно лучше бы подошло – «макраме», так как веревка постоянно запутывалась и перекручивалась. Чтобы при подъеме не портить рюкзак, было решено заменить его сумкой. Довольно неплохая сумка была куплена за 70 р., доработана на машинке (сострочены края для более обтекаемой формы). Хотя к концу сумка и потрепалась, задачу свою она выполнила.

Всю неделю до отъезда ходил в каком-то приподнятом настроении, в предвкушении приключения с большой буквы. Как в детстве, когда впереди все солнечное лето. Из Ростова выехали 9-го июня. Таможня, Джанкой, Симферополь, Ялта. Первые пару дней хотели полазать на Кошке, чтобы разлазаться и накупаться конечно. Кошка встретила нас жаркой погодой и морем нереального цвета. Ну, знаете, как показывают в бассейнах подсиненная прозрачная вода, или на островах Тихого океана. Поговорили с Ковалевыми, узнали, что в судьбе Атланта изменений пока нет, но что вроде есть претенденты на прохождение кроме нас. Встретили Андрея Веденмеера (создателя маршрута). Он в очередной раз стал нас запугивать, дескать маршрут сложный, и что Кривошейцев когда его пролез, находился в супер-форме и пролез все самые сложные коннекты Красного Камня. И вообще выразил сомнение, что у нас что-нибудь получится, особенно принимая во внимание жаркую погоду. Когда я слышу, что кто-то сомневается в моих силах (а сам чувствую, что шанс есть), у меня внутри просыпается бесенок и говорит: «Ах, так! Ну что же, мы еще посмотрим!!!», и мотивация резко усиливается. Может это и пережиток детства и какой-то там комплекс, черт с ним.

Изображение

Два дня лазания на Кошке напомнили, что скала здесь острая, а кожа на пальцах не казенная. Мне лезлось как-то не очень, те маршруты, что когда-то казались легкими, теперь давались с трудом. Так и не пролез Классик (7b), думаю, что он немного сложнее заявленной категории. Однако на второй день вечером внезапно удалось залезть с первой попытки Загадку Эрве (7с-7с+), что в принципе неплохо.
На следующий день переезжаем под Шаан-каю. Погода жаркая, а рюкзаки тяжелые. После посещения родника нагрузка увеличивается за счет воды. Медленно ползем по изгибам дороги. Первый раз поднимались слева от Малой Шаан-каи, потом обнаружили, что справа тропа короче и идет в основном в тени деревьев. Долго блуждали среди огромных камней и наконец, вышли под стену. В самой нижней части основной стены, чуть правее основного нависающего контрфорса, нашли приемлемые места под палатки. Через неделю пришлось сменить место жительства, так как сверху, с нависающей рыжей стены отваливались камушки разного размера и могли пристреляться по нам. Второй проблемой этих стоянок были муравьи. Большие и наглые муравьи. К сожалению, ровные места были где-то недалеко от их миграционных путей, а иногда казалось, что палатка стоит прямо в муравейнике. Как ни застегивай входы, они проникают внутрь и ползают по тебе, мешая спать. Зато тишина и покой, поют птицы, цветет липа и до маршрута рукой подать.

13.06.12
Сегодня с утра началась работа. В 7 утра стоим под маршрутом, вооружившись удочкой. Великая вещь эта удочка! С ее помощью можно завесить скалолазный маршрут любой сложности, конечно если расстояния между крючьями адекватные. Еще в Симеизе, у Сергея Ковалева мы узнали, что он добавил станцию, разбив первую веревку на две. Было 38 метров, стало 22 + 16. Реального лазания на первой веревки – около 18 метров, категория 8а-8а+. Практически вертикаль, немного нависает, в конце – вылаз по пассивам через перегиб на лежачку. Быстро провесили верхнюю страховку, наметили явные зацепки, начали искать оптимальный расклад. Ключевое движение дается с большим трудом нам обоим. Довольно быстро становится жарко, и к 11 мы заканчиваем тренировку.
После обеда у меня какие-то проблемы с животом, мутит, решил пропустить тренировку. Юра сделал подход на первую веревку, уже лезет слитно большим куском.

14.06.12
Утром лезем первую веревку, Юра почти пролезает с нижней, а я почти пролезаю с верхней! Сегодня полегче лезется. Дальше лезем с нижней, и это наша ошибка. Ошибка в том, что если взять удочку и быстро повесить верхнюю страховку, на поиск зацепок тратится гораздо меньше сил и времени. Мы же движемся медленно и печально, повисая на каждой оттяжке, рельеф бедный и зацепки найти нелегко. Нахожу ключ (примерно на 7а+), решаюсь и делаю его. Вскоре подхожу к станции и принимаю Юру. Потом меняемся, он лезет первым. Лезет долго, и по виду – тяжело. Выходит солнце и становится жарко. Эта веревка была категорирована как 7с. Все же наступает моя очередь, и я отхватываю суровый ключище, так и не делаю одно движение в начале. Потом маршрут упрощается, но долаз тоже непростой. Мы сильно задержались, и еще долго дюльферяем, мучаясь на сдергивании с тонкой веревкой. Спускаемся примерно в 12 часов уставшими и получаем справедливый нагоняй от тренера.
Вечером вооружаемся удочкой и с ее помощью быстро пробегаем первую веревку. Потом я лезу с нижней вторую, залезаю чисто. Юра лезет с нижней третью и делает нижний ключ, а посмотрев на него, то же самое делаю и я! Потом с удочкой лезем следующую веревку (с небольшим карнизиком), здесь тоже есть пара ключей, но уже попроще. Спускаемся в 8 вечера (теперь лезли с шестидесяткой), тренировка была продуктивной.

Шаан-Кая на закате

15.06.12
День отдыха. Идем в Симеиз, за продуктами и искупаться. Вода замечательная, жарко. Нашли озеро между Шаан-Каей и трассой, на обратном пути купаемся в нем.

16.06.12
Утро. Сегодня по плану – атака сверху. Разыскиваем хорошую, хотя и длинную тропу наверх (спасибо роуп-джамперам, натоптали), выходим по ней на вершину, преодолевая сильный ветер. Довольно быстро находим место окончания нашего маршрута, на яйле вклеен один крюк, есть несколько сосен. Ниже перегиба в метре – станция. Крепим веревку и начинаем спускаться, размечая по пути все зацепки. Вроде все лезется, хотя есть ключики. На одном из них трачу кучу времени и выполняю какие-то безумные движения. К счастью, когда этот кусок лезет Юра, подсматриваю за его вариантом и впоследствии лезу именно так.
К слову – думаю, что работа вдвоем над маршрутом гораздо эффективнее, т.е. даже у человека куча опыта, все равно у него будут какие-то стереотипы движений. В результате, если подобный маршрут лезет только один человек из связки, повышается вероятность того, что расклад будет неоптимальным. Нам в этом смысле повезло, мы брали лучшее друг у друга (наверное, больше плюсов это дало мне). Именно поэтому, я думаю что если опустить все эти веревки на уровень земли и лазать их в течение многих лет (как лазаются например маршруты на Красном Камне и в Никите), то будут найдены идеальные варианты прохождения, какие-то тонкости в технике, и соответственно категории сильно упадут.
Лазаем в тени, солнце выходит сюда только в 11 часов, задувает ветер и куртка на страховке не лишняя. Юра спускается на следующую веревку и размечает ее. Здесь ключи посложнее. Долго разбираюсь с ними, и напрягшись, по отдельности делаю. Особенно тяжело дается первый ключ – уход с полки на карниз. Потом Юра лезет с нижней страховкой верхнюю веревку, а за ним и я. С трудом делаю ключевой перехват, а потом, уже перед станцией забиваюсь в хлам. Тут вспоминается описание Е. Кривошейцева, о том, как он боролся на этом последнем выходе к последней станции. Руки не держат, хотя лазали не так и много. Пока спускаемся вниз – уже начало второго, устали.
Вечер. Решили провесить обе наши веревки (40 и 60 м) снизу, чтобы завтра с утра быстро зажумарить и работать над следующими веревками. Лезу все 100 метров с удочкой, потихоньку устаю, но жумар помогает. На спуске пробую ключи, вроде нормально. Потом еще регулирую систему подъема на завтра (жумар+ гри-гри).

Рядом прыгают роуп-джамперы

17.06.12
Настраивал систему, да не настроил. С утра опять пришлось тратить время на регулировку. Жумарилось с трудом, а потом еще оказалось, что я не отцепил конец нашей страховочной веревки. Fail. Юра вызвался исправить мою ошибку. Дальше я полез с удочкой, размечая зацепки. По описанию следующая веревка – 7с, но реально – гораздо проще. Лезть особо не лезу (время), но судя по зацепкам – проблем быть не должно. Почти вся веревка – траверс вправо. На подходе к станции нахожу ключик, возможно, если лезть в лоб, действительно будет 7с, однако чуть левее есть отличные зацепки, и с них вполне можно вщелкнуться. Потом, встретившись с Андреем Веденмеером, мы все-таки уточняем этот момент, и получаем объяснения, что жестких ограничений на маршруте нет. Следующая веревка по описанию является самой сложной после первой, но реально тоже все ОК. Т.е. она предъявляет чуть большие требования к выносливости, ну а с выносливостью у меня нормально. Куча долбленок, есть места отдыха, одна длинная тяга близко к станции. Долго страхую Юру, потом долго дюльферяем (уже по солнцу). По описанию – обе эти веревки – 35 метров. Однако реально, на дюльфере видим, что 6-я веревка – примерно 30 метров (может чуть больше), в общем, нашей 60 м веревки на спуск хватает. Однако 5-я веревка действительно 35 метров. Мы делаем следующим образом. Первый спускается на станцию и крепит веревку одним концом. Второй пропускает свой конец через спусковое кольцо и начинает по нему спускаться. В результате, вытягиваются все 60 м веревки. С трудом, достаем до первого крюка над станцией, а оттуда уже и на станцию. На всех остальных веревках маршрута 60 м веревки хватает нормально, так что можно смело ее использовать.
Спустились поздно, уставшие. Вечером решили передохнуть, и сразу пошли в Симеиз, с ночевкой. Снарягу спрятали в камнях.

Шаан-Кая ночью

18.06.12
День отдыха в Симеизе. На обратном пути нас ловит лесник (Михайло) и сдирает по 20 грн. В его прейскуранте написано, что пропуск в этот участок заповедника бесплатен (стоит прочерк).

19.06.12
Утро. Заходим сверху и дюльферяем, лазаем последнюю неопробованную веревку (3-ю сверху). Сегодня, похоже, не день Бэкхема, мне не лезется. Нахожу на этой веревку кучу ключей, потихоньку разбираюсь с ними, но все равно тяжко. Потом лезем с нижней наверх, и тут я отхватываю. То, что раньше хоть как-то лезлось, теперь кажется невозможным. Стираю пальцы до дыр на мелких колючих зацепках, вишу почти на каждой оттяжке долго и упорно. Главный ключ – выход с полки на карниз на предпоследней веревке. Наверх вылезаем опять поздно.
В подтверждение тому, что день не самый удачный, в обед разбиваю экран книгочитки, не помог и жесткий чехол, хотя и уронил всего с полуметра. Покойся с миром, 4 года ты дарила мне радость от чтения.
Вечер. Облегченная программа – катаем первую веревку маршрута. Юра пролезает ее с развеской (ура!), а у меня на ключе опять проблемы. Долго борюсь, стираю пальцы, и лишь на втором подходе начинает что-то получаться, помогает злость на себя.

20.06.12
Утро. Отдыхаем, на вечер запланировано прохождение (как-нибудь, невзирая на срывы) всего маршрута целиком. По вчерашнему состоянию смотрю на это скептически.
Вечер. В 15.30 стартовали. Разминались вяло, помахали руками и подержались за скалу возле начала маршрута. Хотя и договорились что лезем, невзирая на срывы, все-таки от волнения меня довольно сильно трусит, как на крупных соревнованиях. Лезется от этого конечно хуже. Юра стартует с нижней и пролезает первую веревку. Я валюсь на ключе, потом еще раз, потом выползаю все-таки за перегиб. Дальше я лезу вторую, короткую веревку, долго ищу зацепки, все незнакомо и меня трусит. Затем вперед выходит Юра и пролезает чисто 3-ю веревку, и, дико напрягшись на ключе, я делаю то же самое. На следующей у меня куча срывов, в основном из-за отсутствия наката. Дальше идет веревка с траверсами, здесь Юра лезет очень долго (минут 40), я чуть быстрее, но дается нелегко, перехваты вспоминаются плохо. Затем моя очередь лидировать, я дико напрягаюсь, уходя от станции, потом падаю над разрушенной полкой, и страх срыва отступает – вроде безопасно. Еще раз падаю на подходе к станции – не дотягиваюсь до хорошей части зацепки. Юра лезет чисто, и выходит на следующую веревку. Тут я наконец вижу, как он проходит мои 2 ключа, и на вид это не сложно! Лезу за ним, и падаю на втором из них (первый действительно стал гораздо легче). Долгая борьба в щели и снова срыв на ключе перед станцией.
Кстати – погода располагает, лезем в тени, иногда налетает легкий ветерок и условия довольно комфортные, лезем без маек. На следующей веревке (до конца лидирует Юра) падаю на карнизе, но уже поувереннее, а последнюю, хоть и напрягшись пролезаю чисто.
Фуух. Вылезли в 20.40. Успели до темноты, хотя и на грани. У Юры одно придержание за веревку (для равновесия), на ключе 8-й веревки.
Общее впечатление – пока еще нужно работать над отдельными частями, но в принципе – реально.

21.06.12
День отдыха. Идем в Симеиз, я чувствую себя бревном.

22.06.12
С утра хотели с удочкой быстро залезть снизу и поработать над 3,4,5 веревками. Однако, хотя и встали рано, все равно попали под жаркие лучи солнца. Вообще все это время стоит жаркая погода, почти как в июле-августе. Быстро поняли, что от солнца нам не убежать и решили ограничиться 3-й веревкой и немного 4-й. Несколько раз сделал ключ на 3-й, вроде более-менее уверенно. А вот на 4-й – похуже, здесь сказался дефицит времени. Но вроде понял, что делать нужно. Оставили перила (100 метров).
Вечер. Зажумарили наверх (постепенно делаем это все быстрее) и начали катать 5-6 веревки. На 5-й снова ничего не запомнил, какой-то странный рельеф. И лезется почему-то хуже, чем на попытке прохождения. На 6-й веревке путем многократного прохождения накатал ключ над полкой, также нашел более легкий вариант выше. Спустились не слишком поздно, и в некотором воодушевлении.

23.06.12
Утро. Пошли наверх, дюльфернули и катали 3 последних веревки. С помощью Юры ликвидировал нижний ключ на нижней из 3-х веревок, а потом сходу (!) пролез сложное для меня место на 2-й сверху. Пролез его еще несколько раз. Вроде лезется лучше. Последняя веревка тоже нормально, уже полегче ощущается.
Вечер. Лазал без Юры (страховал Саша) первую веревку. Пальцы стерты в хлам, лезется фигово. Но что делать, это необходимая часть работы. Ключевой перехват дается с трудом, но зато выбрал более удобный вариант придержания через мизер. Сделал 2 полноценных подхода. Пока что проблема первой веревки осталась.

24.06.12
День отдыха. Ушли с ночевкой в Симеиз. Хотели сходить в кинотеатр (Буревестник), но увы, ничего достойного там не показывали. Ушли без палаток, пытался пойти дождик, но не пошел. Ночью мешали спать комары, растаманы снизу от дороги и дискотека в Симеизе.

25.06.12
Еще один день отдыха, пальцы вроде потихоньку заживают.

26.06.12
Жарковато, сегодня решающая попытка. Еще давно, читая рассказ братьев Хубер о прохождении свободным лазанием маршрута «Зодиак», на Эль-Капитане, я помнил, что если целью ставится прохождение маршрута именно в связке, то бОльшая нагрузка (особенно психологическая) ложится на более слабое в скалолазном плане звено. В нашей связке этим звеном был я. И чем ближе был момент старта, тем больше я мандражировал. Пытался успокоиться, почитать книжку, но добился только того, что сердце в груди гулко бухало, в такт тревожным мыслям. Однако в какой-то момент, я смог взглянуть на свой страх неудачи со стороны, с точки независимого наблюдателя. И под этим бесстрастным взглядом страх начал потихоньку таять, как куча грязного снега под солнцем. Мне оставалось только переворачивать его с боку на бок, чтобы процесс шел интенсивнее. В общем, мне кажется, я немного победил себя, а это чего-то да стоит! Однако какое-то напряжение конечно осталось, не все сразу. С утра неторопливо потянулся, размялся. Лазательную разминку перед стартом провели следующим образом. Я пролез первую веревку с удочкой, повесил верхнюю, после чего по очереди с Юрой по разу пролезли. Юра – чисто, я – опять с повисанием. По ощущениям – после отдыха не особо полегчало, кожа побаливает по-прежнему. Делать нечего, надо стартовать. Начинаем около 15.10. Юра вылезает чисто, я сливаю ключ. Наблюдатели в виде Кати и Саши уходят в лагерь, я спускаюсь (развешивая оттяжки) и пробую снова. Теперь падаю на перехват раньше. Делаю еще две похожих попытки (на одной из них был близок), но результат тот же. Теперь уже нам не хватит времени, и хотя Юра настаивает, чтобы лезть все равно вверх, я понимаю, что в этом случае сил на завтрашнюю попытку у нас уже не будет. 29 июня мне уже уезжать домой. Уговариваю его отступить на сегодня, и катаю, катаю, катаю этот ключ. Постепенно он дается мне все легче, я запоминаю, как оптимально расположить пальцы в каждой зацепке, чуть улучшаю работу ног (подсмотрел у Юры).

27.06.12
Еще одна попытка сегодня. Ночью и утром был мелкий дождик, набежали тучи и похолодало. К обеду тучи разошлись, но прохлада осталась. Волновался сегодня уже меньше, представил, что это просто тренировка, и рано или поздно, я все равно пролезу эту первую веревку. Саша повесил нам верхнюю страховку для разминки. Разминаясь, хоть и не сразу, но ключ пролез, вроде полегче сегодня.
Стартуем в 14.50. Юра напрягшись вылезает на станцию, за ним лезу я. Действую как робот, секундное напряжение, есть ключ! Дальше еще несколько напряженных перехватов, тоже можно слить, особенно из-за нервов. Станция! Саша кричит нам снизу, чтобы теперь мы лезли только вперед. Выхожу с нижней и лезу 2-ю веревку с диким напряжением (ответственность). Забиваюсь, пытаюсь успокоиться, долезаю. Страхую Юру, его тоже трясет от нервов, но лезет чисто. Лезу с верхней 3-ю веревку, довольно спокойно пролезаю ключ (накат!), зато потом вплоть до станции немало напрягаюсь, этот кусок с каждым разом кажется все труднее. Потом – моя очередь лезть с нижней, и здесь у меня самый плохой накат. Однако делаю все правильно, хорошо располагаюсь и сразу беру левой рукой далекую долбленку. Небольшие трудности испытываю выше карниза на далекой тяге с плохими ногами. Ну вроде все, дальше до станции несложно. Однако ответственность давит, и простое лазание отнимает кучу времени и сил. Юра подходит и уходит выше. Лезет долго, но все же приходит и мой черед. Здесь напряг почти равномерный, до выхода в мульду, затем отдых и небольшой ключ. На страховке ветер пронизывает, одеваем ветровку. Кстати, кроме ветровки с собой несем 1,5 литра воды, бутылочку с магнезией и фонарик. Благодаря прохладе, выпили всего 1 литр.
Дальше 6-я веревка, моя очередь. Аккуратно стартую, здесь упор на ноги. Долезаю до рассыпчатой полки, здесь один из ключей. Однако хороший накат этого места, прохлада и отдыха делают свое дело, перехваты даются легко. Затем плохой отдых и заключительный (основной) ключ по долбленкам. Здесь был момент (на длинной тяге с левой руки), когда нога начала ехать и можно было слить, однако зацепка взята и дальше оставалось лишь потерпеть. Фуух! Я молодец. Юра, напрягшись, делает те же перехваты, потом отдыхает перед следующей веревкой. Настроение у нас постепенно улучшается, остается 3 веревки и на них у нас уже неплохой накат. Вскоре Юра скрывается за перегибом, но я успеваю воскресить в памяти последовательность предстоящих перехватов. Самостраховка. Полез. Нижний ключ теперь уже и не ключ, пролезаю уверенно. Дальше попадаю не в руку, приходится менять руки на откидке, сильно напрягшись. Аккуратно долезаю до последнего ключа и, задержав дыхание, быстро делаю его. Отлично! Остается 2 веревки и наши шансы повышаются. Даже если будет срыв, остается время перелезть веревку. На этих веревках Юра лезет первым, на тренировках я не чувствовал в себе сил на нижнюю, а сейчас менять порядок будет уже опасно.
Немного запнувшись на ключе (выход через карниз), Юра проходит его, и спокойно долезает до станции (большая полка). Этот карниз был для меня одним из самых сложным мест на маршруте. Однако сегодня руки тянут, правильно располагаю пальцы в зацепке и быстро делаю то, что нужно. Вскоре и второй ключ остается за спиной. Урра! Вижу Сашу, который наблюдает за нами сбоку, и, повиснув на хапалке, радостно машу ему рукой. Остается 1 веревка, не слишком сложная, и лучше всего накатанная. Юра пролезает ее довольно быстро, моя очередь. Здесь приходится несколько раз напрячься, лезется уже не так чтобы очень, но конец очевиден. В 20.20 мы вылезаем на вершину. Ура! Чисто! С радостью обнимаемся с Юрой и поздравляем друг друга. ФУУХ. Отпустило. Теперь можно и расслабиться.
Принимаем поздравления от Саши, и в приподнятом настроении спускаемся вниз. Ночью долго не могу заснуть, ордена жгут грудь icon_smile.gif

Атлант-М 2004. Последняя веревка

На следующий день не спеша собираемся и идем вниз. В начале выезда Саша пообещал нам тортик за успешное прохождение маршрута (именно так он обычно мотивирует нас на сложные маршруты). Долго решаем, как же нам лучше употребить этот приз, в итоге побеждает идея идти в Симеиз к Ковалевым. Именно так и поступаем, напоследок поев уже спелой черешни. В Кошке нам искренне рады, и мы долго сидим за чаем и сладостями, болтаем о том, о сем (ну о скалолазании конечно). Потом через Ялту едем на Красный Камень. Над Ялтой уже несколько дней горит лес. На подходе к Камню с огорчением видим, как вдоль последнего взлета на тропе рабочие устанавливают железный забор.

29.06.12
Сегодня я уезжаю домой, остальные остаются. Долго колеблюсь – тренироваться ли с утра, и делаю правильный выбор. Вечером трогал зацепки снизу – пальцы отзывались болью.
Утром меня поламывает, разминаюсь на Сале (6а+). Отвратительно зализанные зацепки. Потом после Юры (напрягшись) пролезаю Тяжелую Атлетику (7b), ну думаю неплохо.
Однако неплохо началось позже. Юра бросается на Полтергейста (7с), и, посмотрев на него, я тоже пролезаю его чисто! Для меня это круто. Потом Юра идет на Цунами (7с+), долго ее борет. Я лезу за ним, и, напрягшись, тоже прохожу (последний раз лазал ее в 2009 году, но тело еще помнит некоторые движения). Однако! Выходит форма неплохая! Напоследок пролезаю еще Ненормального (7b), тут у меня накат с прошлого года остался.
С радостным чувством силы в теле заканчиваю тренировку.

Итоги.
Хочется выразить благодарность Андрею Веденмееру за задумку маршрута и исполнение. Маршрут получился длинным и настолько ровным, насколько это позволял рельеф. Хотя снизу кажется, что лучше было бы пробить маршрут правее (чтобы использовать уникальное нависание Шаан-каи), во время лазания видно, что правее на рыжей стене висят огромные плиты, и держатся на честном слове. Крючья и станции внушают стальную уверенность и через 8 лет выглядят как новые. Долбленки не примитивны и заставляют подумать об оптимальном использовании. Спасибо и спонсорам, концерну Атлант-М за хороший маршрут.
Также спасибо Сергею Ковалеву и Евгению Кривошейцеву за консультации по маршруту. Спасибо Кате, за то, что стойко переносила тяготы жизни под Шаан-каей, тренеру, за то богатство, что дарит мне скалолазание и напарнику, за надежность.

Советы тем, кто захочет пролезть маршрут.
1. Если вы можете пролезть отдельно нижнюю веревку, остальное – дело времени и терпения.
2. Времени для прохождения примерно одинаково с утра (6.00 - 12.00) и вечером (15.00-20.30). Однако с утра довольно трудно спросонья сразу полезть сложную первую веревку.
3. Лучше конечно выбирать прохладное время года (начало лета или осень).
4. Лезть можно с веревкой в 60 м. На дюльфере будут проблемы только на 5-й веревке.
5. Если вы не рассчитываете на он-сайт (а для этого ваша форма должна быть о-го-го), то для первого раза оптимально будет использовать удочку.
6. Достаточно 1,5 литров воды, еду можно не брать. Стоит взять дополнительную магнезию и в зависимости от погоды куртку для страховщика.
7. Во время работы мы разметили маршрут магнезией с ног до головы, так что пока дожди не смыли – стоит лезть, будет значительно легче.

Категории.
Это конечно больной вопрос. Больной потому что наши с Юрой понятия о категориях происходят из старого олдскульного крымского лазания (спасибо тренеру!). Когда после прохождения маршрута мы с Юрой обсуждали, насколько понизить ту или иную веревку, мы мысленно опускали эти маршруты на землю, вспоминали, насколько длинный там сложный участок, каково качество отдыха (а зачастую отдых – это полка, где можно бросить обе руки) и какова сложность отдельных перехватов. В результате понизить хотелось прилично. Однако лазание на Красном Камне показало, что форма на тот момент у нас с Юрой была неплохая, и что, скорее всего, значительно понижать не стоит. Еще стоит вспомнить, что когда категории давал Е.Кривошейцев (2006 г.), его отчет был составлен после он-сайт прохождения маршрута. А в таком режиме можно не заметить некоторых зацепок, да и расклад, часто будет отличаться от оптимального, после наката.

Применив все возможные поправки, получилось примерно так (возможно и проще):

Изображение

P.S. К сожалению, с фотоаппаратом вышла накладка, поэтому пришлось собирать фотографии с миру по нитке.

Сергей Корженевский, Ростов-на-Дону.

Краткий взгляд со стороны напарника

Около года назад Серега предложил залезть Атлант-М - крутой маршрут, супер сложный, длинный и нависающий. На тот момент было лишь одно чистое прохождение Евгением Кривошейцевым, что служило дополнительным стимулом. А описание маршрута бросало вызов. Поначалу я отказывался, мол, полазаю, пока есть форма спортивные маршруты, а мультипитчи оставлю на потом, в общем съехал. А Серега тем временем начал незаметные "уговоры" (все-таки мы постоянные напарники и уровень лазания обоих позволял дернуться на Атланта), повесил в клубе на самом видном месте большой плакат с описанием и фотографиями будущего проекта.

Юрий Такжанов 2007 год. Йосемиты

Прошло время. У меня побаливают пальцы, от мизеров на тяжелых маршрутах следовало бы воздержаться и тут в голове всплывает Атлант-М. "А почему бы и нет?" - думаю я. Предлагаю в июне уделить ему немного времени, пощупать и если все ОК, то приезжать и лезть где-нибудь в сентябре. Тут неожиданно нас поддержал тренер, он обычно против лазания попсовых мультипитчей, а тут нет, говорит - достойный проект. Готовимся...

Как было дальше, вы знаете. Приехали 10 июня в Крым, на удивление стоит дикая жара, но выбирать не приходится. 13 мы уже под Шаан-Каей. Пробуем, щупаем. 1 веревка "сложно, но можно", покатали немного, думаю хватит пора заняться и верхами. Дернулись на 2 и 3 веревки с нижней... - я так давно не отхватывал: жара, страх высоты, нижней страховки, невидимого напарника и прочие неудобства, в общем - жесть. Веревки ей богу казались разве, что не 8-ками, хотя мы знали, что они одни из самых простых. Слазаю и вечером говорю: "Ну, что пощупали? Хватит? Поехали на море". Меня притормозили, отдохнул, остыл. Объяснили, что такие дела с наскока не делаются (да я и сам понял). Это был самый сложный момент - начать бороться.

Изображение

Осознали, что халявы не предвидится, началась истинная работа над проектом. Вешали перила, жумарили, заходили на гору сверху, дюльферяли. За заход удавалось обработать 2-3 веревки. Но теперь они являли собой вполне реальные трассы, разумных категорий. Правда, к каждой нужен был свой ключик. Было сложно все запомнить, даже учитывая, что мы разметили целиком всего Атланта (пользуйтесь пока не прошли дожди)

Спустя 7 дней сделали попытку прохождения, прикинуть силы и оценить время. Сразу договорились, что на срывы не обращаем внимания, и просто продолжаем. В итоге у меня один срыв по недоразумению (как я его нахожу) и у Сереги около 10. В этот день, честно говоря, мне полегчало - я понял, что все более чем реально, и залезть чисто, лишь вопрос времени.

2 дня потратили, чтобы еще по разику посмотреть каждую веревку. 2 дня отдыха и снова попытка, на этот раз пройти. Явные проблемы теперь возникли на первой веревке: Серый пробовал перелезть ее раза 4, пока я его ждал наверху, на 1й станции. Но, увы, сегодня ничего не выйдет. Он ее еще немного покатал в этот же вечер. Немного отдохнули, перетерпели и решили повторить попытку завтра. Это было верным решением.

У нас все получилось. С самого начала все удавалось. Ни единого срыва. Но скажу так: лезть было очень сложно, гораздо тяжелее, чем в предыдущую попытку, причем не столько физически, но скорее даже психологически (стресс рос с каждой веревкой от земли). Каждый понимал и переживал: срыв испортит чистоту стиля, да еще и не факт, что успеем перелезть эту веревку. Времени впритык. Но сегодня удача была с нами. 15 дней работы, 5,5 часов экзамена - и Победа.

Выражаю благодарность всем, кто нас поддерживал. Особенно Саше Чепрастову, что поддержал начинание и подстегивал мотивацию, Кате, которая, за долгих 2 недели, не просилась переехать на море и заботливо готовила кушать. Отдельно семье Ковалевых, которые поддержали нашу идею с первого дня и переживали за дело. И отдельная благодарность Андрею Веденмееру за его слова незадолго до начала нашей работы: "Я думаю, единственное чистое прохождение Кривошейцева так и останется единственным в ближайшее время". Ведь иногда ничто так не подстегивает, как то, что в тебе сомневаются.

Сергей Корженевский, Ростов-на-Дону. Юрий Такжанов, Ростов-на-Дону.